Переделать "Салют"

велосипед, салют, велосипедист в шляпе

Так случилось, что однажды мне пришлось возвращаться с велопрогулки пешком. Рядом катился "Салют", у которого были разорваны и камера, и шина. Дорожка из старых бетонных плит, с внезапно появившейся ржавой арматурой, сделала своё "чёрное дело". Я не сильно переживал по этому поводу, поскольку считал замену резины на велосипеде делом пустяковым.

Однако реалии современного велорынка быстро охладили мой  бодрый оптимизм. Хорошей шины советского стандарта 533-37 я найти не смог. Ставить близкие по размеру шины 24х1 1/2 тоже не хотелимея не очень приятный опыт такой замены. В конце концов решил заменить колёса на современные. Установка новых колёс потянула за собой изменение и других узлов велосипеда, о восстановлении которого рассказал в статье "Велосипед Салют"

Эта статья о том, как я переделывал свой велосипед и что из этого получилось. Она не закончена и будет добавляться по мере появления новых изменений.


Прикидывая, какие комплектующие будут необходимы, я столкнулся с дилеммой - их цена значительно превышала стоимость моего б/у-шного "Салюта". Оправдана ли такая модернизация? После некоторых раздумий решил, что буду покупать качественные запчасти, которые в случае неудачи моей затеи на "Салюте" можно будет без проблем использовать на других велосипедах.

Такой подход предполагает выбор универсальных комплектующих. Что я понимаю под термином "универсальные комплектующие"? Например, мне необходимо выбрать тормоза для велосипеда. Какому типу из существующих следует отдать предпочтение? Дисковые или ободные (v-brake) требуют соответствующей конструкции рамы. На "Салюте" креплений под них нет и будут ли они на другой раме в случае, если потребуется перестановка, не известно. В тоже время, ножной или роллерный тормоза абсолютно не требовательны к конструкции рамы и потому могут устанавливаться на любой велосипед, а значит являются универсальными. Руководствуясь таким подходом, я и отправился покупать запчасти для модернизации своего велосипеда.

Всё началось с выбора колёс. Вариантов было два:

- меньшие колёса диаметром 24 дюйма;
- большие на 26 дюймов.

У каждого из них есть свои преимущества, но учитывая большую распространённость 26" колёс и соответственно больший выбор рам под эти колёса остановился на них. В колёсах использовал двойные обода с тормозной дорожкой для V-брейков, аналогичные тем, что ставят на горные велосипеды. Делать "Салют" горным велосипедом я не собирался и креплений для вибрейков на раме тоже нет, просто эти обода показались мне привлекательными по прочности (а значит по долговечности) и по цене.
Использование больших по диаметру колёс наложило свои ограничения на размеры шины. Я приобрёл вот такие, размером 26 х 1,75 со светоотражающей полосой и кевларовым антипрокольным слоем.


шины со светоотражающей полосой

Соотношение размеров старого и нового колеса показано на фото 
   
соотношение вело колёс 26" и 533

Для установки нового переднего колеса пришлось немного раздвинуть перья вилки и напильником расширить посадочные места под крепление оси (диаметр осей современных втулок больше чем у переднего колеса "Салюта").

Установив колёса на велосипед, я решил опробовать их на ходу. Чтобы не мешались под ногами, установил и "родные" крылья. Интуиция подсказывала, что расстояние между крыльями и новой резиной слишком мало. Не добавляли оптимизма и хлипкие проволочные перья удерживающие крылья. И предчувствия меня не обманули. Первый же съезд с бордюра превратил заднее крыло в причудливо изогнутый арт-объект, который не подлежал восстановлению до первоначальной формы. 

В конце концов пришлось менять и крылья. Заменил их на пластиковые для колёс размером 26 дюймов с более жёсткими и надёжными крепёжными перьями .


крыло велосипеда для 26 колёс

Перед установкой немного увеличил просвет в наиболее критической точке рамы... 

установка новых крыльев на велосипед

... и укоротил заднее крыло для удобства транспортировки велосипеда в лифте в вертикальном положении.

планетарка на старом велосипеде

Самой интересной деталью переделанного велосипеда безусловно стала планетарная втулка Shimano Nexus 3 SG-3C41. До переделки мне всегда не хватало пониженной передачи для преодоления крутых подъёмов. Поэтому решил вместо традиционной задней втулки установить 3-х скоростную планетарку с ножным тормозом.

Самостоятельная установка и настройка втулки с помощью инструкции, найденной в Интернете, затруднений не вызвала. 

Для установки необходимо немного раздвинуть перья рамы с последующей проверкой геометрии рамы. Информацию о способах такой проверки нашёл на форуме "Харьков-Турист"

И снова установка детали, не предусмотренной для данного велосипеда (в данном случае планетарной втулки), потянула за собой изменения других узлов.

Во-первыхпотребовалось изменить соотношение количества зубьев ведущей и ведомой звёзд.

Производитель втулок рекомендует соотношение 1 : 2, в то время как у меня было больше двух (18 зубьев на задней к 46 - на передней). На практике это означало сдвиг передаточного числа в сторону скорости - крутить педали на 3-й передаче было достаточно тяжело и я ею практически не пользовался. При этом и первая передача не оправдывала ожиданий по преодолению подъёмов. Необходимо было сдвинуть передаточное число в сторону мощности, в соответствии с рекомендациями Shimano. Заднюю звезду на 23 зуба мне найти не удалось, хотя она и заявлена производителем. Пришлось менять переднюю звезду в 46 зубьев на звезду с 38 зубьями, обозначенную на сайте продавца как Prowheel PRO-A38 Nexus.


ведущая звезда планетарной втулки с шатуном

Каретку на промподшипниках с креплением шатунов "под квадрат" я установил ранее, ещё в процессе восстановления велосипеда. 


каретка под квадрат на Салюте

Под новую звезду потребовалось укоротить и цепь. После замены деталей всё стало на свои места - первая передача стала пониженной и достаточно мощной, вторая - прямой и очень похожей по динамике на единственную передачу стандартного "Салюта", ну а третья - повышенной или скоростной.

Во-вторых, из-за изгибов руля, устройство переключения передач (ревошифтер)  не могло быть закреплено дальше, чем показано на фото. В таком положении, полностью натянуть на руль пластиковую рукоятку (грипсу) оказалось не возможным.

переключатель передач велосипеда

Безусловно, её можно укоротить, но тогда часть ладони будет зажимать достаточно чувствительный рефошифтер. При этом случайного переключения передач в неподходящий момент не избежать, а это главная причина быстрого износа механизма планетарной втулки. Решений проблемы несколько:

- поставить прямой руль. Но тогда придётся искать более длинный рулевой штырь (размеры у велосипеда всё-таки подростковые). Кроме того, мне хочется сохранить внешность "Салюта" с характерным гнутым рулём;

- нарастить ширину руля металлическими вставками в его концы как на фото ниже. Под грипсами они будут не видны;



-  использовать руль от велосипеда BMX. Соседский мальчишка подарил мне такой вместе с выносом. Правда для его установки придётся менять всю рулевую группу - в салютовскую его не вставить, а вынос рассчитан на диаметр рулевого штыря 28,6 мм вместо имеющихся 22.2 мм. 



Можно использовать специальный переходник или адаптер, но все что имеются в продаже коротки, а значит придётся изготавливать по заказу. Этот переходник должен позволять регулировать высоту руля в достаточно широком диапазоне, ведь катаюсь на велосипеде не только я...


  
- ещё один вариант - использование переходника в паре с регулируемым выносом, что позволит расширить диапазон регулировок под пользователей разного роста и комплекции.


Существуют варианты и без переходника


Правда я не уверен, что их высоты хватит для моих запросов. Кроме того, у регулируемых выносов есть один нюанс - почти все они рассчитаны на руль 25,4 мм, а у "Салюта" и имеющегося у меня BMX - 22.2 мм.

С рулём я пока не определился, поэтому продолжаю ездить без правой грипсы.

Для быстрой и удобной регулировки высоты седла заменил зажим подседельного штыря.


Установил новую "подножку"


Заменил парковочный трос на цепь с наборным замком


замок для велосипеда

Подавляющее большинство тех, кто переделывает велосипед окрашивает его. Я решил оставить раму с заводской покраской. Имеющиеся на ней сколы и царапины довольно гармонично сочетаются с абсолютно новым навесным оборудованием металлическо-чёрного цвета. 
Такое сочетание приводит отдельных любопытствующих в искреннее замешательство. Надписей на раме нет, планетарная втулка приятно цокотит своей трещёткой, создавая впечатление многоскоростного велосипеда, но при этом не имеет многочисленных звёзд и переключтелей. Многие спрашивают что за велик и кто производитель. И вот что интересно - моё заявление о том, что это советский велосипед "Салют" вызывает у всех одинаковую реакцию - желание потрогать руками. 


Салют на 26 колёсах

старый велосипед с планетарной втулкой

складной велосипед Салют"

Переделка "Салюта" пока не завершена. Планирую, по возможности, заменить рулевую (о чём уже говорил) и установить другие педали. В перспективе можно было бы навесить передний роллерный тормоз и динамо-втулку, но пока не определился насколько они нужны на этом велосипеде.

Стоила ли модернизация старого велосипеда того, чтобы ею заниматься? Судите сами:

- во-первых, мне было интересно и я получил новый опыт;

- во-вторых, средства, вложенные в реконструкцию, оказались меньше цены даже подержанного велосипеда с планетарной втулкой. К тому же эти вложения осуществлялись постепенно, частями, в отличии от необходимости выкладывать всю сумму сразу за покупку готового велосипеда;

- в-третьих, я получил достаточно надёжный и практичный велосипед для ежедневных поездок. Он по-своему уникален (других таких нет) и в то же время состоит из стандартных комплектующих, которые легко ремонтируются, меняются или переставляются ( в случае необходимости) на любую другую раму - современную или не очень;

- в-четвёртых, и это главное - впечатления от езды, абсолютно не сравнимые со старым допотопным великом. Меня поймёт любой, кто имел счастье хотя бы раз пересесть со старой тарадайки на современную технику. Велосипед, которому на момент написания этого материала исполнилось 24 года получил новую качественную ходовую и трансмиссию, которые в общем-то и являются главными источниками ощущений от езды (в моём случае абсолютно приятных).  

Популярные сообщения из этого блога

Велосипед "Салют-С"

Примеры модернизации старых велосипедов